Близнец «Курска». О чем вспоминает командир атомной подлодки «Краснодар»
Александр Борисович начал службу на атомном подводном ракетоносном крейсере К-148 «Краснодар» в 1993 году старшим помощником командира. Как раз примерно в то время директивами главкома ВМФ таким кораблям стали присваивать имена городов. И один из первых вопросов, который он задал тогда заместителю командира подлодки по политчасти, касался Краснодарского края.
Спасибо, что не Колыма
«Я спросил у него, налажены ли шефские связи у «Краснодара» с Кубанью, - вспоминает Александр Геращенко. - Мне сказали, что письма по этому поводу писали, но они остались без ответа. Пользуясь тем, что моя двоюродная сестра жила в поселке Афипском, я во время отпуска в 1993 году приехал сюда и пошел в администрацию города. В 1994 году мы подписали договор о шефских связях и поддерживали их до конца моей службы».
А в 1996 году Александр Геращенко был назначен командиром подлодки «Краснодар» и оставался им до 1999 года. Благодаря этому и шефским связям после увольнения в запас он получил квартиру в Юбилейном микрорайоне кубанской столицы, где и сейчас живет вместе с супругой Еленой.
«Я благодарю судьбу за то, что закончил службу на «Краснодаре», а не на подводной лодке «Колыма», - шутит Александр Борисович.
Поначалу супругам было нелегко в чужом городе. Глава семьи долго не мог найти работу на «гражданке». Но потом, пройдя переподготовку, он устроился в управление администрации Краснодара по работе с военнослужащими и делам казачества. А сейчас он начальник отдела трудовой миграции в Министерстве труда и социального развития администрации Краснодарского края. Но, конечно, 18 лет на флоте оставили глубокий след в его сердце, и забыть о них невозможно.
Братья-подводники
Александр Геращенко родился в 1960 году в Грозном. Хотя отец был нефтяником, он с детства мечтал стать военным, как и его брат-близнец Виталий. Поэтому после восьмого класса они оба поступили в Казанское суворовское военное училище. Затем братья так же вместе продолжили образование в Каспийском высшем военно-морском училище, которое окончили в 1982 году с золотыми медалями и дипломами штурмана. И место службы они тоже выбрали одно.
«Процентов сорок выпускников Каспийского училища уходили в морские части погранвойск, - рассказывает Александр Борисович. - Но мы с Виталием хотели служить на самой передовой технике - на атомных подлодках, с которыми мы познакомились еще на стажировке. И нам очень повезло, потому что только буквально в самый последний момент нашему выпуску дали пять мест в 1-ю Краснознаменную флотилию подводных лодок Северного флота. Так мы оказались в колыбели атомного подводного флота нашей страны - городе Заозерске, который также известен всем морякам-подводникам как Западная Лица».
Братья Геращенко попали на разные корабли. Александр стал штурманом на одной из самых лучших и современных по тем временам подлодок - К-525, которая была первой в серии субмарин, как «Курск». На ней он прослужил восемь лет и прошел путь от лейтенанта до помощника командира. Потом К-525 отправили на средний ремонт, и он перешел на корабль К-206 «Минский Комсомолец». А уже затем судьба связала его с подводным ракетоносцем К-148 «Краснодар».
Александр Геращенко проводит экскурсию по подлодке «Краснодар» депутатам Государственной думы РФ, посетившим Северный флот во второй половине 90-х годов. Фото: Из личного архива
В первые годы службы Александр Геращенко проводил на суше не больше трех месяцев в году. Много времени занимали учения, включавшие отработку новых тактических приемов применения крылатых ракет и выполнение других задач. Привычным делом также было слежение за кораблями стран НАТО, которые часто пытались войти в наши территориальные воды и закрытые для учений районы. Хотя корабельная жизнь не ограничивалась только службой. В ней было много веселых и радостных моментов. Например, на своей первой подлодке Александр Геращенко встречал Новый год в море. Специально к празднику подводники пошили костюмы Деда мороза, Снегурочки, Нептуна и обходили в них все отсеки, поздравляя товарищей.
Вместе с «Курском» утонула часть «Краснодара»
Служба подводников всегда была одной из самых трудных и опасных. В чем-то она даже даст фору работе космонавтов, ведь под водой корабль находится под огромным давлением. Хватает и других угроз. Было много случаев столкновений наших и натовских субмарин. Они постоянно следят друг за другом и подходят вплотную, чтобы записать шумы для получения акустического «портрета» подлодки, по которому ее потом можно опознать на большом расстоянии. Высказывалась даже такая версия, что трагедия с «Курском» произошла именно по причине столкновения. Кстати, эту погибшую подлодку связывает с «Краснодаром» не только то, что они были изготовлены по одному проекту.
С февраля 1992 года по март 1995-го командиром «Краснодара» был капитан 1-го ранга Владимир Багрянцев. Именно при нем Александр Геращенко начинал службу на этом корабле. Впоследствии Багрянцев окончил Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова и стал начальником штаба 7-й дивизии атомных подводных лодок на Северном флоте, в состав которой входил и «Курск». Он был старшим на борту этого корабля в его последнем походе и погиб вместе со всеми членами экипажа. Но мало кто знает, что на затонувшем корабле еще и стояла деталь с «Краснодара», которую можно назвать одним из главных символов всех субмарин.
В 2013 году члены экипажей «Краснодара» разных лет собрались в Санкт-Петербурге, чтобы отметить 30-летие с момента закладки корабля. На заднем фоне - здание конструкторского бюро морской техники «Рубин». Фото: Из личного архива.
«Во время учений на «Курске» слегка погнули трубу перископа, - рассказывает Александр Геращенко. - «Краснодар» в тот момент был выведен в резерв, стоял у пирса, и поэтому пришлось передать наш перископ туда, а себе забрать поврежденный. Сначала я возражал, потому что меня просили об этом на словах, но потом поступил официальный приказ. Получается, что вместе с «Курском» утонула и часть нашего корабля».
Возвращение «Краснодара»
Но и «Краснодар» не дослужил свое. Во второй половине девяностых годов подошло время для проведения среднего ремонта корабля, после которого он мог бы еще лет десять ходить по морям. Но денег в государстве не было, и поэтому подлодку исключили из боевого состава Северного флота. Еще очень долго К-148 простоял без дела и только несколько лет назад его утилизировали. Таким образом, герой этого рассказа стал последним командиром «Краснодара», при котором атомный ракетоносец еще находился на боевом дежурстве. Тяжелая ситуация, в которой тогда находился весь флот, повлияла и на судьбу самого Александра Геращенко. Он не видел перспектив для продолжения службы и поэтому в 1999 году уволился.
«Конечно, я вспоминаю годы службы, - признается Александр Геращенко. - Первое время она мне часто снилась, и даже случались кошмары. Был сон, что я стою на подводной лодке в надводном положении, а меня захлестывает волна и смывает за борт».
Александр Геращенко с братом-близнецом Виталием, который сейчас служит военным атташе посольства России в Камбодже. Фото: Из личного архива
Со времен службы Александра Геращенко на флоте многое изменилось, что очень его радует. Носить военную форму снова стало престижно и почетно, поднялась зарплата защитников отечества, флот пополняется новыми кораблями. Но самое главное для бывшего командира «Краснодара» то, что одна из субмарин снова носит это же имя.
«Одна из пяти дизельных подводных лодок, заложенных специально для Черноморского флота в Санкт-Петербурге, является преемницей К-148, - говорит Александр Геращенко. - В прошлом году на новом «Краснодаре» в присутствии делегации из нашего края уже подняли военно-морской флаг. Сейчас корабль проходит боевую подготовку на Балтике, а после нее он прибудет сюда. Планируется, что подводная лодка будет базироваться в Новороссийске. Я бы очень хотел ее посетить и пообщаться с экипажем».
Интересно, что Александр Геращенко узнал об этой субмарине одним из первых. Ему рассказал его предшественник на посту командира первой подлодки «Краснодар» Сергей Фарков, который сейчас служит на адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Бывшие члены экипажа корабля поддерживают связь друг с другом. Хотя большинство из них живут далеко от Краснодара и даже никогда здесь не бывали, это имя навсегда связало их судьбы.
|